назад

Сыя, декабрь '2003

Не найдя никого для раскопок на Щели, совершенно неожиданно решил составить компанию Григорьеву, который собирался на праздники в Сыю, тем более, что у него оказалось место в машине...

Его планы были: отдых, охота, рыбалка, баня; мои: найти вход и определиться с работами в Берлоге, найти вход в Фишку и 4-й фронт, фотографировать.

С ним была веселая компания: Серега (зам), Саня (молодой начальник с Запсиба) и две девушки - Наталья и Женя.

В микроавтобусе Toyota Hice ехать на редкость комфортабельно и удобно, до Сыи доехали за 11 часов, приехав в 4 утра.

Занудив предварительно Григорьева, который пообещал первый день потратить на то, чтобы доставить меня к пещере Берлога, обговорили это с Пашей, который был в этой пещере, вроде, никаких противопоказаний не было.

Я завалился спать до 10 утра, а они сели пить. Часов в 11 удалось выдвинуться, загрузив в "Уаз" снегоход "Тайга", несмотря на достаточно веселое состояние участников.

Снега на Сые нынче много, от Ефремкинского моста удалось проехать на машине не более 2,5 км, потом пришлось выкатывать снегоход.

Тут я подивился мощи машины: по зернистому снегу 0,6-0,7м тащить трех человек, да еще - в гору, да еще - на приличной скорости - такое "Бурану" и не снилось (думаю, что по такому снегу он бы не пошел и с одним водителем).

Правда, оттого, что ехали по присыпанной снегом колее, часто падали на бок, но, каждый раз - удачно.

Я убедился, что если бы взялся искать пещеру сам - не добрался бы даже до верхней дойки, настолько все изменилось по прошествии 20 лет, с тех пор, когда Химик показывал мне вход в Берлогу...

К тому же - забыл дома карту, но и это оказалось - к лучшему, т.к. с ней бы было еще больше путаницы...

Добрались до верхней дойки и воклюза, поднялись по дороге на перевал в Тарчу, тут мнения разделились: я точно помнил, что мы с Химиком уходили с перевала вправо на склон, а Паша утверждал, что надо идти влево, и поднялись мы не по той дороге...

Попытались немного побродить по склону, но - снег глубокий, куча бурелома, бросили эту затею...

Так и вернулись - ни с чем...

На следующее утро Григорьев с Серегой поехали куда-то далеко на снегоходах на рыбалку, а я уболтал одну из девушек составить мне компанию побродить по горам.

Нас довезли на машине до подъема к Ящику, поднялись, по пути заглянули в Мышиную, пофотографировали, потом - в Ящик, там тоже на входе пофотали, поGPS-или, потом ушли по гребню на вершину над цирком.

Я снимал координаты всех характерных точек, чтобы потом можно было привязать мою карту в системе координат 1962 года и вынести на нее другие объекты...

От вершины сходили к Арке, полазили в окрестностях, потом вернулись к вершине, попили чайку и начали искать Фишку.

На удивление - нашли сразу, похоже, что ледник стаял, входная воронка сразу переходит в колодец.

Так как планов штурмовать пропасть у меня не было, стали искать вход в 4-й фронт, полазили по склону часа полтора, потом начало смеркаться, пошли домой.

Спустились на дорогу, почти сразу поймали машину, доехали до Сыи.

Дома выяснилось, что рыбаки вернулись еще днем, не смогли пробиться через перевал - очень много снега, назавтра решили пробовать опять.

Вечером была баня с дружеской попойкой, я даже немного выпил пива, потом пучил глаза в телевизор до 5 утра.

Наутро встал тяжело и поздно, часов в 10 выдвинулся продолжать поиски 4-го фронта, на этот раз - один.

Рыбаки рано утром уехали на рыбалку, на этот раз им должны были пробить дорогу охотники с Коммунара, на втором снегоходе...

Опять довезли меня до подъема к Ящику, по пути пофотал в Заначке, а на теневом склоне, где я искал вход, фотать было нечего, только на закате поснимал немного небо.

Весь день ходил траверсами через 30-40м по дальней от дороги части склона, на 10-м траверсе стало темнеть, пещеру так и не нашел, пошел вниз.

На дороге поймал тачку, ехавшую в Коммунар, всего за 50 рублей довези до Сыи.

Так и не удалось мне посмотреть дышащий участок на срезке дороги - пешком мимо него ни разу не ходил...

Вечером какие-то шишки с Коммунара заказали в гостинице банкет на 20 человек, так что поспать ночью я не очень рассчитывал, запасся книгами из библиотеки.

Приехали рыбаки, привезли солидных хариусов и одного ускуча, пофотографировал их добычу.

Вечером народ опять ходил в баню, я от бани и пьянки воздержался...

Банкет продолжался до 5 утра, сон в это время был чисто символический.

Утром поднялись часов в 10, в 11 уже стартовали домой, доехали за 9 часов.