назад |
Два дня назад вернулся с Сыи, общее впечатление: хорошо, но - мало,
можно было ещё столько же пробродить по горам и скалам, в надежде, так
сказать, надежду найти...
Ну, и, опять же, одному работать - совсем не то, что работать не
одному, пожалуй, только бродить по горам и можно, да копать глиняные
галерейки в Кашкулаке (да и то, не более одного дня без выдачи
материала), но и по горам, говорят, ходить опасно: Вольф с Ленкой
обнадёжили, что в районе имеет место эпидемия бешенства, на людей
кидаются как дикие звери (лисы), так и одичавшие собаки, которых там
развелось изрядно (Вольфа, сказывают, потрепали, но к нему никакая
зараза не пристаёт)...
Так что, ходил с топором в рюкзаке и с оглядкой...
Зато получил такой заряд спокойствия и здоровья, который нигде, кроме
Сыи не получишь (на неделю, наверное, хватит)...
Обратно добирался вечерним автобусом до Шира, затем на поезде Москва - Абакан,
потом электричкой Абакан - Бискамжа, потом Бискамжа - Междуреченск, потом, на автобусе -
до Кузни, и всё это так спокойно, нисколько не тяготясь долгой
дорогой...
Начиная с Хабзаса, увидел родные места, снега великие (вам по пояс
будет, а то и больше), понял, что стосковался по нашей тайге и лыжам,
надо срочно исправить это упущение
Теперь попробую осветить первую часть поездки, хотя уже не всё
помнится...
Первоначальные планы были сразу по приезду (на следующий день) ехать в
Кашкулак с подземкой на три дня, но на Сые выяснилось, что в выходные
и праздники это - нереально, т.к. весь народ, который нас мог бы
увезти, будет бухать а потом болеть. Поэтому поездку пришлось отложить
на пару дней, решили пока заняться Мышиной.
Отработали там в общей сложности 4 дня (два до первой поездки в Кашкулак, и два -
после), продолбились рабочим сечением 2 метра, а углубились где-то на
1,5м, ещё метр щели просматривается, дальше - поворот налево.
Наворотили неслабую кучу материала под катушкой на подходе к забою.
В первый день еще пытались найти 4-й фронт, излохматили траверсами
весь склон, но так и не нашли, то ли в высоте ошиблись, то ли его
занесло напрочь (а я всего-то 20 лет там не был!).
Нашел, правда, два участка вырубленного мелколесья, где, вероятно,
мужики брали лес на крепь, но поблизости не было никаких признаков
входа в пещеру (может, они его таскали за тридевять земель?)
На третий день всё же свершилось: Паша повёз нас в Кашкулак.
Сменил свою "десятку" в Ефремкино у известкарей на изрядно
раздолбанную "Ниву", поехали. Для начала от Топаново запучились не по
той стороне лога, по той дороге почти не ездят, и она здорово
переметена, потом проехали до места, куда обычно завозят народ, но
захотели пробиться дальше, посадили машину на брюхо и мосты и часа два
откапывали и поднимали вагой, пока не вылезли (без лопаты, пилы и
топора). Дотащили всё барахло, включая питьевую воду, переиграв по
пути первоначальный план стоять базой в Жемчужном (в Ходе Конём нашли
неплохое место под базу).
Первым делом накрутил анкеров со стационарными ушами на всех уступах, включая Мрачный:
На спуске в "Ход Конем" - 3 анкера;
Из "Х.К." - в "Энтузиастов" - 3 анкера;
Верх катушки в "Жемчужный" - 1 анкер;
Спуск в "Мрачный" - 2 анкера (второй - за углом, над отвесом!).
Теперь я доволен навесками, хотя многие считают, что пещера не требует
СРТ.
Затем начали расширять сечение копаной галерейки в Жемчужном до
рабочего, чем и прозанимались почти полторы смены, зато сечение стало
позволять копать, стоя почти на четвереньках, и спокойно оттаскивать
грунт назад до входа в галерейку в обрезанной пластмассовой канистре.
Кусок окаменевшей глины, который был в самом узком месте, под
перегибом, разбить не удалось, после долгих трудов удалось вывернуть
(40-50 кг), но оттащить тоже не получилось, пришлось вырыть под него яму и
спрятать...
Таким образом, на собственно продвижение от забоя вперёд у нас
осталось всего 2-3 часа последнего дня, т.к. в 16 часов надо было уже
быть у машины...
За это время удалось прокопать метра 2,5 хода, но уже меньшим
сечением, часть материала распихивая и затрамбовывая под стены
галерейки.
Дальше проглядели метра на 3-3,5, вроде есть подъём свода и пола, т.е.
перегиб.
Между делом углядели в самой галерее Ход Конём очень интересную
выветрелую натёчку: вероятно, в результате сезонной смены направления
движения воздуха и попеременного то высушивания, то - увлажнения,
комплекс сталактитов в одном месте разрушился такими чешуйками,
образовавшимися из слоёв натёка, больше всего это походит на
чешуйчатые хвосты каких-нибудь броненосцев. Натёчка получила рабочее
название "крысиные хвосты".
Чуть дальше, тоже в Ходе Конём, в одном месте на потолке увидели
остатки натёчной коры, когда-то образовавшейся на глине, полностью
заполнявшей галерею, а потом вновь промытой и вынесенной...
Перед выброской пообедали, и, хотя народ приехал раньше и уже за
полтора часа начал горланить от входа, мы, как партизаны, не
откликались, чтобы не вносить суеты в процесс (хотя суета уже пошла,
подсознательно), не спеша вышли, переоделись, и ровно в 16 были у
машины.
В Кашкулак мотался ещё два раза, первый раз с иркутянами (Алексей
Шевелёв, известный фотограф-профессионал, и Паша, любитель
навороченных джипов, меняющий их, как перчатки), на Пашином крутом
джипе (Nissan Datsun), второй раз с Вольфом, на его "козлике",
впечатления от двух поездок, соответственно, совершенно разные.
Конечно, нестись на джипе по степным и лесным дорогам - ни с чем не
сравнимое удовольствие (особенно - ночью), тем паче, что за счёт более высокой посадки,
скорость воспринимается совсем по другому (на Пашиной "десятке"
100 км/час практически не ощущаются, а здесь - весьма и весьма!), да
ещё у него стоят какие-то крутые амортизаторы, которые ловят машину
при любом броске, кайф!
Правда, туда ехали довольно долго, т.к. на всяком интересном месте
Лёша выскакивал и носился с фотоаппаратами по полчаса минимум, зато
это же его качество сослужило мне хорошую службу в пещере: когда я
выполз, ничего не докопав, к назначенному сроку, на верх катушки
Жемчужного, оказалось, что они
ещё только спускаются в Энтузиастов (провозились со съёмкой в
Мракобесах, но и отсняли по моей просьбе, "крысинные хвосты" в Ходе Конём, снимок
обещали выслать по электронке), подарили мне ещё три часа чистого
копательного времени, и, несмотря на то, что я уже укопался вусмерть,
за эти три часа мне удалось докопаться до перегиба и заглянуть за
него, увидев там явное расширение и камеру...
Кстати, копал довольно напряжно, нарыхлив, оттаскивал руками, без
канистры, в ход большего сечения, и делал кучу под стенкой, уплотняя
глину, т.к. почти сразу выяснилось, что распихивать по сторонам, даже
уплотняя, больше некуда...
Оттого, что время поджимало, сильно торопился, и почти не отдыхал,
поэтому появились признаки, похожие на недостаток кислорода, как
тогда, в Кресте, что заронило сомнения в наличии реальной тяги...
Но всё же, пройдя метра три рабочим сечением и ещё около двух - только
чтобы заглянуть, я увидел, сто за перегибом свода есть явное
расширение, толком просмотреть которое нельзя из-за малых размеров
отверстия на подходе...
Вот тут-то и начало происходить то, что меня впоследствии весьма и
весьма насторожило: "лисицу сыр пленил", получилось как с Гришиными
раскопками в Кресте, мне захотелось во что бы то ни стало узнать, а
что там, за поворотом, я готов был переступить через всё, лишь бы
добиться желаемого (если раньше я себя называл "маньяком", слегка
кокетничая и бравируя, то теперь я с изумлением понял, что это - на
самом деле, и это - пугает!).
Ещё не выйдя из пещеры, я начал довольно нагло прощупывать почву у
иркутян (типа, а не надо ли вам завтра ещё сюда, хотя бы Кашкулак-2
поискать?), но тут вкупился Вольф, который ездил с нами (мышей
посчитать), сказал, раз надо, то он готов поехать на своём тарантасе,
но только послезавтра...
Мне осталось только пожалеть, что я не смог продемонстрировать во
всей красе свою новую навеску в пещере: оказалось, что у них один
комплект на двоих, Паша - новичок в пещерах, а Лёша искренне не
понимает, зачем в Кашкулаке СРТ, там всё ходится "коромыслом", как
вниз, так и вверх (шутка!). Пришлось вешать верёвки, не используя
часть анкеров, поэтому везде было дикое трение...
На обратном пути иркутяне решили заехать в Шира (в 23 часа) за пойлом и едой,
спросив: "ну, где тут у вас самый крутой магазин", набрали какого-то
дорогущего сухого винища, пельменей, салатов-малатов, а, так как, они жили
с подселениями, решили употребить всё это у меня, где мы и засиделись часов
до трёх ночи, вдосталь наговорившись за "базис", JPS, (Лёша оказался геологом) и
фотографию.
Проснувшись на другой день достаточно поздно и приведя себя в порядок,
пошёл общаться с томичами из Гришиной компании на предмет, а не дадут
ли мне человечка, помочь покопать в Кашкулаке. Надежды на успех почти
не было, т.к. их было всего 5 чел, из низ всего трое мужиков, но,
вроде, одна девочка выразила такое желание, и её пообещали отпустить.
Впечатление от этих энтузиастов копания довольно странное: запрещая
мне копать в их системе, казалось, что они рвутся в бой, роя пещерную
глину копытом, а тут по приезду день валяются, ночь веселятся, только к вечеру
следующего дня раскачиваются и собираются в Крест, (но зато - с
подземкой), и то один мужик остаётся якобы из-за недошитой обвязки,
а ещё один мужик, оказывается, отстал от поезда ещё в Томске.
Ближе к обеду решил совершить моцион: прогуляться по горкам, поискать
Школьный колодец и Фишку (всё это над Чертовым поворотом и в сторону
4-го фронта), а на спуске мимо Ящика забрать инструмент из Мышиной.
Поднялся на гору не доходя метров 500 поворота, излазил все гребни по
Васиным привязкам, и уже потерял надежду найти Школьный, плюнул и
пошёл вверх по гребню, как тут же выпал прямо на него.
Зрелище действительно - чудное: прямо на макушке узкого гребня -
отверстие, как будто срезанное ножом 1 на 2 метра, сам колодец - щель
до 3-5 метров по длинной оси на 1-2 метра по короткой, книзу несколько
сужается, глубиной около 10 м. Стены эрозионные, есть остатки натёчки,
в средней части немало кораллитов. Никаких явных признаков продолжения
нет, кроме благоприятной морфологии, да понятия того, что здесь не
должно быть много материала, т.к. склоновые процессы не могли здесь
повлиять, только материал со стен, а его - немного.
Внизу, в сужении трещины, маленький камушек пробрасывается на 1-1,5 м
вниз.
В общем, будь я посвободней, я бы там пару дней покопал, а вдруг
повезёт (лучше - в тёплое время года), хотя, где бы я только не покопал...
Потом вылез на хребтик, пошел к макушке, вдоль цирка, что над
Пионеркой. На северной стороне в надувах снега довольно много, по
хребту идёт тропа то ли рыси, то ли волка, натоптанная, со свежими
следами и помётом... Солнце уже почти село, смеркалось...
По Васиному описанию прошёлся вниз по хребтику, к которому мы вышли,
когда искали 4-й фронт, дошёл почти до тех скал, по которым тогда
лазил, но Фишки так и не нашёл, а лазить дольше не было светового
времени, да и сил уже - то же, т.к. снег там довольно тяжелый...
А теперь гляжу на карту (он объяснял мне по телефону, положив перед
собой карту), и думаю, может, я его не так понял, есть там
ещё один гребешок, не столь явно выраженный, может, по нему надо
было...
А на другой день начались обломы с Кашкулаком: за предыдущий день
Вольф бензин не достал, а коварные томичи обманули, и не отпустили
девочку из Креста, что, возможно, и - к лучшему...
Весь следующий день, начиная с утра, решали проблему бензина, чтобы
заправить Вольфову машину (вот где пригодились незапланированные 200
рублей!), хотя можно было накануне дать Паше денег и канистру, он бы
привёз из Шира...
Но тут Вольф с утра напряг иркутян, съездил с ними в Коммунар,
оказалось, что там ни на заправке, и нигде более бензина нет, кинулись
к Осиповичу, он пообещал к вечеру привезти из Шира.
Часов в 17, действительно, привёз, правда - 93-го, на что Вольф
категорически заявил, что его машина на этом не ездит...
Тут уж я совсем было собрался трубить отбой, раз такая непруха (я в
этом вопросе несколько суеверен, считаю, что если не идёт, значит, не
стоит и дёргаться, всё равно ничего хорошего не выйдет; хотя, бывают и
другие варианты, когда всё-таки переборешь все подобные
обстоятельства, а потом бывает большая удача), решили доехать до
Ефремкино, попробовать обменять бензин на 76-й.
Выехали, когда уже начинало смеркаться, поехала также Ленка и собака
Лапа.
На удивление, в Ефремкино бензин легко обменяли...
Езда на машине, конечно, требует отдельного описания, и для него не
всегда подойдёт литературный язык, скажу лишь, что температура в
машине равна уличной, ветер - тот же, но самое удивительное, что она
всё таки едет, и даже доезжает до пещеры и обратно, хотя и
чувствуется, что - на пределе, а также приходится
тащить с собой 20 литров воды (и заносить в пещеру, чтобы не замёрзла),
чтобы перед обратной дорогой подогреть её и залить в радиатор
(по приезду воду слили).
Перед поездкой я сказал Вольфу, что больше подобного маразма с
навесками не повторится, на что он с лёгкостью согласился, СРТ, так
СРТ, сказал, что всё у него есть, и снаряга, и - навыки, чему я сдуру
и поверил...
На своё счастье я сразу пошёл делать навески и тащить барахло, поэтому
не видел, как он спускается по верёвкам, иначе бы я поседел раньше
времени (зато на выходе я был рад, что не оставил его выходить
последним: ни снаряга не готова, педали даже нет, сделал ему
быстренько из репа, да и навыков, похоже, тоже нет:
спокойно по несколько раз отстёгивает почти все железки, вися на
отвесе; зато на все
советы, весьма, кстати, доброжелательные, реагирует очень негативно).
Но, в общем, покопали нормально: Вольф носился с канистрой глины, как
миленький, может, не слишком быстро, часа за три без напряга,
прокопались в то расширение, оказалось, что там имеет место "пузырь",
где можно встать в рост, 1,5 на 1,5 метра, дальше угадывалось
продолжение. Покопав ещё немного, удалось вползти в продолжение, это
оказался ещё такой же "пузырь", а за ним во все стороны всё наглухо
замыто (хотя, чтобы точно в этом убедиться, надо было покопаться ещё с
полчаса, но ни сил, ни времени уже не было), откуда бралась тяга -
непонятно (в потолке тоже - ни одной щелочки).
В общем, вариант практически закрыл, можно, конечно, на свежачка
покопаться денёк, распихивая материал по сторонам и в купола, чтобы
окончательно убедиться в отсутствии или наличии перспективы.
Хотелось бы, также, заштурмовать трубёшку над спуском из "Хода Конём"
в "Энтузиастов", если выяснится, что туда никто не лазил, да из
Скелетов неплохо бы подняться и посмотреть, что представляет собой
Водопадная галерея, и что за завалом она кончается...
Обратно доехали нормально (воду в машину залили, и даже - завели), в 7
утра были на Сые, пол дня проспал, а остальное время до отъезда
наводил порядок в доме и собирался, успел, правда, зайти к томичам,
узнать о результатах их копаний (выяснилось, что толком они не смогли
покопать, как я им и предрекал, а больше подходящих мест для работы
они не нашли).
Вот так я, к который уже раз, по своему обыкновению, обосрал людям всю
малину, наступил на горло их лебединой песне, обломил в лучших
чувствах и начинаниях (ах, зачем я только стал там копать!?).