назад

Пещера Аккорд, январь' 2004

Расскажу вкратце о поездке в Аккорд.

В принципе, съездили неплохо, хорошо походили по провешенной пещере, немного покопали в Гоп-Стопе (полностью подтвердив мою догадку о том, что прежний шурф был задан неверно), пробили пещеру стационарными анкерами, можно, конечно, было сделать гораздо больше, но как-то изначально пошла полоса неудач и накладок, под знаком которых и прошла вся поездка...

Началось с того, что не смогли сделать с Мегом выезд в декабре, для заброски груза, заготовки дров и мелкого ремонта в гроте, а также - пробивки пещеры и уточнения объемов и места работ.

Потом не смогли выехать и 2-го числа (я не успевал собраться), т.е - на день раньше всех, чтобы провести тот же комплекс мероприятий.

Выехали 3-го, но я опоздал на электричку (не было маршруток), новосибирцы - тоже (они зачем-то поехали автобусом, который приходит в Кузню в 7, а поезд их - вполне успел), до Междуры добирались на микроавтобусе (7 чел с грузом и лыжами), причем - по ужасной дороге (снегопад, машина, которая тоже везла пассажиров в Междуреченск, обогнавшая нас, столкнулась через километр с другой машиной, хорошо, хоть - никто не пострадал), из-за этого - не успели на электрон в Междуре, поехали до Чульжана (не зная дороги), только там успели на нашу электричку...

По пути выяснили, что часть новых сибирцев (3 из 5) едет всего на день, потом уезжает сразу в другой поход, на который везет с собой кучу жора.

Также выяснилось, что палатку с печкой они не взяли, а взяли обычную летнюю палатку (на кой хрен мы тогда везли бензопилу!?).

Зато они привезли нам новое оцинкованное ведро для раскопок!

Решили немного переиграть, часть их лишнего груза (жор, веревки, палатка), спрятать в Нанхчуле, зато они немного разгрузили нас, забрав бензопилу (а кули у нас с Мегом были - неподъемные).

Машинист остановил на 225-м, наши друзья бодро побежали на плато(снега - вагон!), мы же с Мегом медленно поплелись в гору, благо что - по готовой лыжне...

На плато они немного поплутали, но тут подошел Мег и направил их на путь истинный.

Подошли к Мешку, тут Мег остался валить дерево, а мы пошли разбираться с гротом.

Полен на входе в грот пооборвался, внутри грот представлял собой фантастическое зрелище: все в огромных кристаллах инея и ледяных сталагмитах.

Запечатлев все это великолепие, принялись все разрушать, вычищать, затянули вход новым поленом, сделали некое подобие тента над нарами.

Тут подоспели чурки, напиленные Мегом, пошел процесс кострования и приготовления пищи...

Наши братья по разовому натоптали тропу к Аккорду, мы с Мегом пошли провешивать и пробивать входной отвес и спуск в Телевизор (один анкер забили над входным очком, три - на спуске в Телевизор).

Вышли часов в 10, поужинав, легли спать, подготовив на завтра немножко технологии.

В процессе общения с коллегами, постепенно выяснилось, что они достаточно легкомысленно отнеслись к моему требованию обзавестись снарягой СРТ (только Тема за год успел купить "Майлон") и хорошо потренироваться, послушав все это и посмотрев на их снаряжение, я понял, что надеяться на их помощь - бессмысленно, хорошо, если просто сходят в пещеру и без приключений из нее выйдут.

Поэтому мой план постепенно менялся, в итоге мы шли вперед, по пути слегка рушили карниз на входном отвесе, тащили пучок бревешек для крепи и пробивали и провешивали Гоп-Стоп, а наши друзья несли себя и транс с перекусом...

Дух новосибирской беспечности витал в воздухе, видимо поэтому, уже спустившись в Мешок, Мег вспомнил, что забыл взять карабины для навески на Гоп-Стоп, но я все же переплюнул его: уже спустившись в Телевизор, вспомнил, что не взял и веревку (пришлось выходить под первый отвес, кричать нашим друзьям, которые еще не все залезли в пещеру, чтобы принесли транс с веревкой).

Дотащив бревна и мешок с инструментом и перфоратором до входа в Гоп-Стоп, я остался бить первые крючья, а Мег побежал за трансом с веревкой.

Потом я спускался, забуриваясь и вкручивая анкера, а Мег постепенно опускал мне бревна на дополнительной веревке, всего я забил 5 анкеров.

Навеску, правда, рассчитал не очень удачно, трение присутствует в 2-3 местах, но, если ходить аккуратно - ничего...

Новосибирцев все было не слыхать, решили не тащить их в Гоп-Стоп, устроить перекус в 100 свечах.

Я остался буриться в нижнем очке, с целью его расширить, а Мег поднялся встретить наших друзей (оказалось, они уже несколько раз успели заплутать).

Оказалось, что нижнее очко перекрыто приличным камнем, кил на 40-50, кое-как удалось его вытащить, обвязав педалью.

Мои попытки расширить нижнее очко окончились неудачно (очень неудобно бурить, да и камень просверлил насквозь, заряд не дал никакого эффекта).

Вышел наверх, успел к остаткам перекуса, после чего мы с Мегом решили продолжить наши изыскания в Гоп-Стопе, а наши друзья решили слазить в Розарий.

Дойдя до забоя и осмотрев его, поняли, что лес можно было сюда не тащить (места для складирования материала пока хватает), да и люди на раскопках - не нужны, разве что - на работу посменно(пока можно заполнять старый шурф, копать может только 1 человек, второй - отдыхает). Ведро и перфоратор внизу тоже не пригодились...

Слегка покопали, наметив направление работ, да пошли на выход, времени было уже много...

По пути наверх я старательно опробовал нижнее стремя, остался доволен (сильно облегчает подъем!)...

На входном колодце выяснили, что наши друзья еще не все поднялись (один - на отвесе, и один - внизу), пришлось почти час ждать 1,5 человека. Вышли из пещеры часа в 2 ночи, легли спать почти в 5.

Наутро часть народа уехала, мы же решили сделать полуразгрузочный день: до обеда спали, потом пошли смотреть объекты на поверхности.

Сначала была мысль сходить на Хабзас, посмотреть Щель и воронку по пути, но, со столь поздним подъемом это оказалось нереально.

Сходили на провал, воронки, тяги нигде не обнаружили (только на 2-й воронке была небольшая продушинка), потом пошли к объектам на той стороне лога.

Начали - с ниши, которую нашли в мае, картина оказалась - довольно интересная: сыпуха ниже и правее ниши - теплая, есть продушины, в самой нише, с правой стороны - немного мелкого инея, шириной 20-30см, затем, сразу - тепло, конденсат. Почему-то на скале над нишей нет ничего, то ли - солнце, то ли - ветер портят картину.

В общем, место мне понравилось, надо будет еще раз посмотреть его в конце зимы, чтобы попытаться исключить вариант того, что дышит не пещера, а - сама сыпуха, за счет объема между камнями...

Потом ходили на галерейку и колодчик в стене, в Скунскамеру, тяги и инея нигде не оказалось.

Провал в противоположном борту оказался хорошо переметен снегом, раскопав, увидели, что внутри есть немного инея (как в погребе), явной тяги не обнаружили, с тем и вернулись в грот.

Ночью был хороший мороз (потом узнали, что в Бискамже было 38 градусов), все вокруг покрылось кристаллами инея...

Наутро последнего рабочего дня мы с Мегом пошли продолжать раскопки в Гоп-Стопе, с последующей выемкой из пещеры инструмента и снаряжения, Тема с Юлей собирались побродить по пещере, а ночью уехать на абаканском, мы же собирались ехать на электричке...

За несколько часов работы нам удалось слегка заглубиться и немного уйти вперед, выяснив, что свод галереи уходит под тем же наклоном (25-30град.), слегка подворачивая вправо, кто и зачем начал копать прежний шурф именно там, где он был - непонятно...

В глине много "сухарей" окаменевшей глины, сама глина - плотная, рыже-коричневая, вдоль свода идет прослойка другой (более современной), темной глины, толщиной до 4-х см.

Места в старом шурфе осталось еще на 2-3 смены раскопок, но уже надо будет применять ведро. Копать, в общем, можно, только вот перспективы - неоднозначные, вероятность удачи - 50/50.

Выбрасывались из пещеры, снимая по пути навески, я даже попробовал выйти с 2-мя трансами по колодцу, оказалось, с нижним стременем это - вполне посильная задача, весьма полезная железка!

Вышли из дыры, опять - мороз, да еще и - ветер, пока поднялись к гроту - задубели.

Народ ушел на поезд, мы же, слегка подсобравшись, легли спать.

Утром быстро сварили, собрались, сняли со входа полен (чтобы народ поменьше тусовался и гадил в гроте!), подались на электричку с неподъемными кулями.

По пути наблюдали фантастический восход, пофотографировали...

Мороз, как потом оказалось, был 36 градусов.

До станции дошли нормально, как раз успели на электричку...

В общем, если бы мне кто сказал, что мы с Мегом вдвоем будем копать зимой в Гоп-Стопе, да еще - с полной заброской снаряжения и инструмента и затаскиванием леса, я бы - не поверил, а, вот, поди ж ты, смогли...

Ну и, в спортивном плане, в качестве подготовки к поездке на Кавказ, тоже - полезное оказалось мероприятие...