назад

Щель, октябрь' 2003


Приветствую!

Вчера вернулся с Хабзаса, отработали две ночные смены на Щели с Хариным, дали почти два метра проходки вертикально вниз.

Но - по порядку.

Собрались почти налегке: два аккумулятора 26А/ч, обычный набор оборудования, из лагеря - пена, спальник и примус.

Валере в электричке сплавил один аккум и спальник, все остальное успешно вошло в мягкий рюкзак средних размеров, получилось даже не очень тяжело...

Напугал Валеру морозами 18 градусов, он взял 2 пуховки, спальник 4-ку, две пены.

Уже традиционно машинист остановил нам на 228км, спрятали первым делом аккумы в Щели, потом пошли базироваться в Родионовскую.

У входа в Щель валялся наш черный транс, забытый в прошлый раз, из чего я сделал вывод, что никто в наше отсутствие не подходил даже ко входу.

На улице было тепло - несколько градусов выше нуля, снега не было , инея над входом не было, только по верхней части входа в Щель, по высоте примерно полметра, стены и свод были темнее от влажности.

Взгромоздились ко входу в Родионовскую, решили сначала выкурить комаров, потом - испить чайку и поспать часок-другой перед ночной сменой...

Набрали в пакет хвои, положили пару старых верхонок, плеснули бензина, закинули в ход за нарами, где было наибольшее скопление крылатых тварей и - подожгли.

Тянуло внутрь, по ходу, поэтому сначала даже было не очень дымно, но через 5-10 минут дым пошел из прокопанного прохода в пещеру, и заполнил грот.

Мы не учли того, что на улице почти такая же температура, как и в пещере, и проветривание методом естесственной циркуляции может занять много времени, так и получилось, к тому же, мы явно переборщили с количеством сгораемого материала...

Уже и чайку попили, и сварили/поели, а дым и не думал рассеиваться...

В общем, поспать нам не удалось: дым стоял несколько часов, когда он стал поменьше, смогли лишь заскакивать туда на задержке дыхания, вытаскивать по бревну с нар, чтобы протесать его на улице, таким образом протесали почти все бревна, пока не пришло время идти работать.

Заодно живо представилась картина последствий подобного неосторожного разведения костра возле входа в эту, и некоторые другие пещеры, кода там находятся люди (когда дым еще был плотен, я решил заскочить туда, посмотреть, не продолжает ли гореть какая-нибудь верхонка: провел гипервентиляцию легких, набрал воздуха и с включенной галогенкой полез; видимость 0,3-0,5м, ориентировки - никакой - на обратном пути от нар (6м от входа), чуть не заплутал, благо это там - почти невозможно; уже перед входом воздуха чуть чуть не хватило, успел хватануть дыма...)

Так мы опять доказали, что нет таких трудностей, которые мы не могли бы себе создать, чтобы потом их успешно преодолеть...

По темноте пришли на Щель, начали разгребать последствия нашей "быстрой" горизонтальной проходки в последнюю смену прошлого выезда: крупные и средние камни выкидывали ко входу, а потом - на улицу, мелочь спускали в полученную за горизонтальным ходом камеру, сначала хотели просто ее заполнить, но потом материал стал славно сыпаться вниз, в таком ключе и решили продолжать, только периодически прочищали наш рудоспуск куском проволоки 6мм длиной метра 3, чтобы не образовывалось пробок.

Для выбирания мелочи и бросания ее в щель использовали пятилитровое пластмассовое ведерко из-под краски, оказалось - очень удобно...

Некоторое время набирались энтузиазма: бросали камни в разных направлениях по Щели, пытаясь уловить, сколько же все-таки метров они летят, где - более широкие места, и во что они все таки падают...

Почти не удалось добиться того звука, который мы посчитали звуком падения в воду, было что-то похожее, но Харин сказал, что это больше смахивает на гулкий звук от падения на какую-то отслоенную натечную кору, лежащую на глине, я с ним согласился,и уже больше не смог себя убедить в варианте с водой...

Кроме того был еще четкий звук падения на мокрую глину, да совершенно явно слышалось, что последние метры камни пролетают в пустоте какого то расширения.

Пожалел, что не взял какой-то веревочки, чтобы опустить в трещину груз и промерять ее глубину, сделаю это обязательно в следующий выезд..

Когда прочистили достаточно, чтобы можно было начинать проходку, выяснилось, что перфоратор не желает работать: крутит вяло, почти не стучит.

Кинулись проверять все контакты и соединения, все было - в норме.

Поменяли аккумулятор - ничего не изменилось, да и не могло быть дело в них: они были свежезаряжены, температура воздуха была значительно выше, чем в прошлый раз...

Тут я подумал, что дело может быть в новом, более длинном (10м) и меньшего сечения (1,5 кв.мм.) кабеле, который я поставил на перфоратор перед поездкой, попробовал обрезать его, оставив минимум - менее 2 метров.

Тут же все встало на свои места: перфоратор бодро заработал, правда кабель ощутимо грелся (все же - 1,5 кв.мм. вместо, положенных 4 кв.мм. для меди, как мне говорили, для тока 25-28А, который потребляет мой перфоратор от 12-14,4V)

Вероятно, на старом кабеле при его длине в 6м и сечении 2,5, также происходило подобное падение мощности, и мы не использовали полностью ресурсы аккумуляторов; особенно сильно это сказывалось на аккумуляторах меньшей емкости (18А/ч и, особенно - родном, 4А/ч), а о родном я, даже сделал вывод, что он уже негодный...

Как могут прокомментировать подобное явление специалисты?

Своим аналоговым тестером мне не удалось замерить сопротивление кабелей, уж не знаю - почему...

Для дальнейших работ собираюсь поставить кабель сечением 4 мм.кв. и длиной около 2м

Уже потом, когда мы высадили первый аккумулятор, мне пришла в голову мысль, что надо было изначально запараллелить оба аккума, скорее всего - возросла бы скорость бурения и производительность, в следующий раз так и будем делать...

В этот раз мне удалось высверлить с каждого аккума всего по 7,5-8 отверстий, вместо давешних 10-11, не знаю, с чем это может быть связано.

Возможно несколько вариантов, а скорее всего - все сразу:

1. Бур с обломанной напайкой я переточил, почти нереально, но все же - возможно, что сломанный он бурил лучше;

2. Потери мощности на кабеле меньшего сечения (хотя бурилось несколько бодрее, чем даже на старом кабеле);

3. Несколько изменился материал стен: теперь цемента в брекчии, который бурился наиболее легко - почти нет, в основном - некий весьма прочный окремненный известняк, который бурится очень медленно (хотя, когда я засекал время, чтобы сравнить скорость бурения переточенным буром и новым, с родной заводской заточкой, оно составляло для первого все те же 6-7 минут/350мм, как и в прошлый раз);

Опять экспериментировал с заточкой буров: накануне купили новый бур фирмы Kwb, 12/460мм, рабочая длина 350) с навороченной формой твердосплавной напайки, специально не стал его сразу перетачивать, чтобы можно было сравнить со старым.

В остальном он ничем не отличался от переточенного, фирмы Metabo, настолько, что я даже подумал, не изготавливают ли их в одном подвале, где-нибудь, на Малой Арнаутской...

Сравнение при работе тем и другим буром показало, что заводская заточка с притупленными режущими кромками снижает скорость бурения примерно на 20% для данного случая, следовательно, надо обязательно затачивать буры перед работой (особенно это актуально для владельцев аккумуляторных перфораторов, в плане экономии консервированного электричества, порой - с огромным трудом доставленного к месту работы).

Проходка стала довольно неэффективной: кроме того, что надо идти вертикально вниз и делать по три отверстия (разбуривается лишь одна стенка трещины) на цикл, чтобы получалось рабочее сечение; трещина ниже постоянно подваливается отслоенными плитами; так еще в массиве открываются невидимые ранее раскарстованные трещины, из-за чего минимум треть шпуров не дает желаемого эффекта (заряд выбивает по трещинам).

После одного цикла был даже очень интересный звук выгорания пороха в течение некоторого времени, причем начало этого процесса несколько запоздало от срабатывания двух других зарядов.

Оказалось, что при выгорании пороха образуется значительно больше дыма, чем при его детонации.

Оболочками не пользовались ни разу, все время засыпали материал в вертикальные или крутонаклонные пробуренные отверстия...

Специально для вытаскивания заклинившихся в трещине отслоенных плит я набрал анкеров, блоков для полиспаста и веревку, но ничего этого не понадобилось - все плиты вытащились вручную...

Возможно, в дальнейшем они, все же, пригодятся, но, наверное, надо все же вешать на анкерах какое-то бревешко ниже уровня забуривания, чтобы материал не улетал вниз в трещину бесконтрольно, а можно было бы потом измельчать боле крупные плиты, что-то спускать вниз, что-то - выдавать наверх.

Почти наверняка, это сбрасывание материала вниз потом может выйти боком, но до того муторно выдавать его весь наверх, тем более - при работе вдвоем...

Интересно, что скрытые трещины залегают в массиве наклонно, возможно, как раз по ним, в узком сечении основной трещины появились довольно продолжительные по длине расширения, образующие почти проходимые наклонные каналы, не исключено, что это может как-то облегчить дальнейшую работу...

В целом, работать теперь было значительно легче: Валера полностью освободил меня от дробления крупных камней и удаления мелочи, я только иногда перебрасывал крупняк , который он выдавал, дальше по ходу (на-гора, выдали, кстати - очень немного); так что я только тыкал перфоратором да делал наиболее тонкие технологические операции...

Очень эффективной, в плане защиты органов дыхания от пыли, оказалась работа в респираторах "Лепесток", правда, их приходилось часто менять, т.к. от увлажнения конденсатом, образующимся при выдыхании, дышать через них вскоре становилось невозможно...

Работать в дальнейшем надо только в респираторах (здоровье - дороже!), правда, предпочтение нужно будет отдать конструкциям, имеющим клапан для выдоха.

Брали с собой термометр для замеров в Щели и на улице, но на улице пока еще довольно тепло (-2-3), поэтому картина разницы температур (в Щели +3,5 по верху) нехарактерная...

На освещение брал 4 аккумулятора по 2200ma, чуть чуть не хватило на ближнем свете на две ночные смены, правда, минут 15 в общей сложности пришлось пользоваться галогенкой (0,7А)...

В итоге дошли до того места, которое смотрелось как некая горловина, за которой камни летели более свободно, расширения за ней пока не просматривается, мешает небольшой поворот и натечные ребра.

Вниз, также, примерно такая же картина, а вот назад по трещине, через несколько метров от того места в плане, где мы подошли к трещине, вроде бы видно расширение, но пока толком просмотреть его не удается, (к тому же галогенка у меня уже не светила), надо будет сесть еще на пару метров ниже, может, тогда станет лучше видно (чтобы не получилось, как в первом варианте горизонтальной проходки; а уж, в случае необходимости, в сторону уйти мы всегда сможем...).

Кстати, Харин протиснулся, правда - горизонтально (обратно - еле вылез), в то расширение, куда мы прошлый раз прошли, и утверждает, что надо было продолжать рубиться вперед, что там - шире (хотя, с тем "бычком", которым он пользовался для освещения, у него везде могли видеться объемы).

Возникла мысль вооружиться каким-то техническим электронным устройством, типа видеокамеры или выносного "глазка", чтобы опустить его в трещину на веревке (тросе и т.д.) и просмотреть, есть ли где-нибудь там расширения, и что же находится внизу.

Тут вопрос - в размерах устройства, его доступности (лучше бы, конечно, взять где-то на время, а не - покупать) и возможности работы от 12 вольт...

Могут ли что-то предложить по этому вопросу специалисты?

Попробую закинуть этот вопрос в рассылку...

Что-то, определенности хочется, как - никогда, а уж, когда будет уверенность в объеме, хотя бы - внизу, и в том, что тяга имеет именно пещерное происхождение - можно будет не спеша рубиться туда, хотя бы - несколько лет...

Кстати, Харин, увидев открывшуюся после расчистки щель и послушав, сколько летят туда камни, сказал, что на столь безрадостный объект он больше не поедет, ему жаль затраченного времени...

Здесь у меня еще осталась слабая надежда, что из-за многочисленных ударов о стены камни летят гораздо дольше, из-за чего мы завышаем субъективную оценку глубины щели (к тому же, завышение результата - общечеловеческая тенденция при определении глубины колодцев на "слух").

Вот притащу некое подобие лота в следующий раз, и смогу сказать точно, какой трещина глубины....

Хотели между делом слегка подрасширить узость на дне Родионовской, за которой что-то просматривалось, но так не хотелось тащить на гору аккумулятор, что до этих работ так дело и не дошло (к тому же, такой ущерб отдыху не мог бы не сказаться на последующей работе в ночную смену).

Также хотел проверить, нет ли ошибки в нашей прошлой топосъемке Родионовской (там получились довольно нелогичные вещи, а никакой проверки мы не делали, даже ни разу не замкнули ход), но пока тоже - не получилось.